Девять заповедей телеоператора!

Опубликовано: 28-09-2016


Каждому начинающему телеоператору необходимо крепко усвоить данные заповеди:

  • Быть уверенным в достаточной освещенности объекта и качественном приеме звука.
  • Оправданность видеосъемки. Штатив и выносной микрофон при работе ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! (Помощь в работе корреспондента). Съемкка с рук и использование встроенного микрофона оправдываются только оперативностью, замыслом и характером видеосъемки.
  • При панорамной съемке, начало и конец движения камеры должны быть зафиксированы. Статично. Вертеть камерой налево и направо без статики - БРАК!
  • Каждый движущийся объект должен уйти из кадра. Желательно. Помнить о монтажных фразах. И кадры с движущимися объектами лучше снимать длинными планами.
  • Пластика панорамного кадра обусловлена темпоритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода. Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не "характером" оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода. При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных, панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми "приостановками", что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая "оглядка" явно уступит осмысленному "обзору".
  • При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, или лицах людей, попадающих в кадр. Это дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.
  • Телевизионный кадр диктует максимальное использование "первого плана". Не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров. Съемка героев "на натуре" (на улице, природе и т.д.) при наличии "первого плана" создает некий "эффект наблюдения со стороны", впечатление "случайно" подсмотренного кадра.
  • Важны крупные планы! Заглянуть в глаза герою - важно. И не следует забывать о постановочной съемке, когда идет синхронный разговор с большим количеством участников. На общем плане режиссерские и операторские "построения" видны невооруженным глазом. Режиссеру гораздо легче монтировать синхроны собеседников снятые отдельно, не в одном кадре. В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в "стыкующих" кадрах, ни в самой последовательности (тематике) разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.
  • Не менее выразительны бывают и руки, и детали быта, и лица людей, да и собственное лицо героя, когда он, замолчав, слушает высказывания своих собеседников. Слушающий человек бывает порой куда более интересен, нежели говорящий. Зритель получает информацию о 2-х героях одновременно. Для режиссера, наличие слушающих друг друга собеседников, дает возможность (в монтаже) свободно маневрировать их текстами. А ежесекундные "броски камеры", когда оператор с собачьей проворностью хватает синхроны каждого из вступающих в беседу людей, уже на третьем или четвертом броске начинает вызывать зрительное раздражение. Подобная демонстрация "мастерства" заставляет думать об его отсутствии.